Текстовая версия выпуска
- В двух словах о себе, это очень сложный вопрос. ォКто ты?サ - это такой буддийский вопрос,о котором долго каждый человек может рассказывать, особенно такой разговорчивый человек как я.
Зовут меня, я Шведов Александр Борисович, я учредитель компании по производству яркой детской одежды и интернет - магазин у нас vikki-nikki.com.
- Отлично. Слушай,давай хотя бы с официальной частью закончим. Перед нами основная часть.
Самое интересное, я помню что тоже рассказывал, слышал от тебя историю о первых заработанных деньгах. О совсем первых. Думаю что это было достаточно давно.
- Недавно встретился со своими друзьями и у нас...Мы завели разговор о том что кто кем хотел быть и стандартная тема о том, что кто-то хочет быть пожарником, кто-то хочет быть космонавтом, кто-то там еще военным, оказывается некоторые хотят быть. Вот, а у меня в детстве было 2 мечты быть либо стеклодувом либо композитором. Наверно, меня тянуло на какие-то вопросы творческие, когда-то я увидел фильм документальный о том, как это красиво и вот меня тянуло. Но конкретной цели нету, наверно вопрос по целеполаганию, я считаю, что это один из самых-самых сложных и таких глобальных вопросов и он не однозначный.
Первые заработанные деньги, я думаю что это были в школе, именно заработанные с помощью продаж. Уже были с помощью продаж,помню что был дефицит батареек, особенно тогда был дефицит квадратных батареек, которые использовались на многих игрушках и тому подобное.
- Крона,да?
- Были даже не крона, а еще больше такие, которые две таких железяки торчали и многие любили язык туда подсунуть, таких я даже сейчас не вижу, они еще больше чем крона, квадратные были батарейки. И это был страшный дефицит и вот как-то так получилось, что, не помню как, у меня таких оказалось несколько десятков. И я стал продавать их в школе или обменивать на какие-то дополнительные призы и тому подобное. Но это самый такой первый, вряд ли его назвать первым именно коммерческим опытом.
Вот именно коммерческим опытом можно назвать это продажа обуви,обуви которая была это по-моему девятый класс школы. Мои родители стали заниматься производством обуви,такой маленький кооперативчик, в нем сидело несколько 3-4 сапожника и шили обувь и потом ее надо было реализовывать. Это соответственно начало 90х, закончил школу в 93ем, т.е. это развал фактически советского союза и все достаточно сложно, все эти дефициты и тому подобное. И мои родители, которые там инженеры по образованию, они почувствовали свою ненужность государству и непонимание какое-то своей дальнейшей жизни.
Я брал у родителей на реализацию, т.е. абсолютно четко мы поставили законы - я не сын, который ну знаете вот давайте я вам там попродаю, а четко брал на реализацию по какой-то цене и говорил о том что в конце там вечера, т.е. утром я беру вечер отдаю вам деньги.
- Т.е. какой-то рассрочки тебе не давали? Дебиторку контролировали жестко.
- Да. Началось все с того что я выходил на рынок, было это в Ростове-на-Дону, рынок там Нахичиванский - центральный рынок. Потом еще в Новочеркасск ездил и потом в Туапсе ездил самостоятельно. Выходил, ставил эти кроссовки, эти все кроссовки были для детей, и начинал продавать. Потом сразу я заметил о том, что люди чаще останавливаются и больше у меня продаж тогда, когда кто-нибудь подойдет и создает у меня толпу. Поэтому я попросил у своих знакомых, своих друзей, с которыми фактически во дворе бегали, я попросил о том, чтобы они были такими подставными. Своего дядю нанял для того чтобы, дети это дети, а именно взрослый был. Своего дядю нанял,для того чтобы он периодически подходил к моей точке и говорил: ォОх,какие прекрасные кроссовки!サ и тому подобное. Создавалась какая-то определенная толпа и я достаточно быстро реализовывал. Производили мы самостоятельно, красивые были достаточно кроссовки, но как вы знаете наверняка, к российскому, советскому у нашего российского потребителя выработался негатив, все зарубежное это хорошо, а все что российское это плохо. Поэтому, конечно же, приходилось идти на определенный обман покупателей, говорить о том что это болгарские кроссовки, те сказать что это США это было как-то..сказать о том что это какие-то страны тоже там буржуйские,нет нельзя еще, а вот сказать то что это болгарские, болгарские это хорошо, это положительно, это не то не се,но это среднее что можно приобрести. Потом дальше виток моего этого бизнеса, детский можно сказать еще бизнес был. Потом я заметил, чтобы занять какое-то место хорошее, продающее,надо было рано утром прийти, те приходили уже в 5 утра люди занимали место, ставили свои столы, это фактически все на асфальте продажа была . Надо было в 5 утра прийти. Самому вставать в 5 утра не хотелось, важно было чтобы я сам продавал и у меня была нормальная внешность, а не измученная бессонной ночью. Я стал своих товарищей и местных друзей нанимать, чтобы они утром, в 5 утра принесли тяжелую-тяжелую сумку туда, представьте сколько там, около 50ти кроссовок надо было поместить в эту сумку, это все принести.
- Это первые сотрудники? Сколько им было тогда?
- Это фактически 14лет,около лет. Вот, и они занимали, я уже подъезжал когда появлялись покупатели, это где-то в 9 часов в 10 часов утра и потом уже до трех часов дня я продавал. Это наверно первый опыт моего бизнеса.
- Очень интересно. Ранний опыт, да еще и с наемными сотрудниками , на самом деле такая интересная необычная идея. Я думаю что такой бурный опыт, он предполагал определенную яркую карьеру. В двух словах в скольких можно описать
- Яркая карьера наверно это у какого-нибудь Романа Абрамовича, я к сожалению, вот одно из сожалений у всего нашего поколения родившихся в 76ом году, это то что мы опоздали буквально лет на 5, те был бы я лет на 5 старше, то я попал бы до раздачи бонусов,которая была там в 91ом году, когда богатства советского союза распродавались, раздавались и было такое первоначальное накопление капитала.
К сознательному моему возрасту, уже все таки наверно, все уже разобрали,те тогда, когда я уже закончил университет, это был уже 99ый год, уже было сложно и необходимо было большое количество инвестиций для того чтобы начать какой-то такой приличный бизнес.
Следующим моим опытом, я наверно не буду свои небольшие говорить, которые у меня были в университете, конечно же не большие. Я занимался многим бизнесом, в университете в частности занимался организацией концертов.
- Продюсированием?
- Продюсированием команды КВН, активно мы работали. Но в 99ом году, как раз в этой теме я организовал общественную организацию Ассоциация Молодежи Дома называлась, почему общественную? Потому что по налогам, это было правильно.
Первый мой опыт это организация концертов, так называемые были капитаны, да команда капитанов. Суть в чем, позвонил я в АМиК- это Александро Мосляковская компания, сказал: ォЯ хочу сделать концерт команды КВН, кто есть?サ, ォВот мы только что создали команду КВН, которая называется Дети Капитана, это все лучшие капитаны из всех лучших командサ. Я говорю: ォХорошо беру сколько стоят?サ, говорят: ォ1000 долларовサ. Говорю: ォВсе договорились. На какие дни можем?サ. Они говорят: ォТам примерно через месяцサ. Говорю: ォВсе договорилисьサ, а у меня на самом деле ни копейки нету, я студент который только-только закончил университет.
Я иду во дворец спорта это самый большой зрительный зал в Ростове-на-Дону, 3500 посадочных мест. Прихожу к директору, говорю: ォЯ хочу сделать у вас концертサ. Он говорит: ォОК, но это стоит условно там 50-60 000, тогда миллионы были по моему, сейчас не могу точно по цифрам сказать,но очень дорого. Я говорю: ォА если со мной будет Комитет по делам молодежиサ, он горит : ォУ Комитета молодежи есть определенные квоты, если они скажут да,то да, вам дам бесплатно, либо со скидкой 50 процентовサ. Я говорю: ォХорошо договорилисьサ.
Я прихожу в Комитет по делам молодежи и говорю: ォСлушайте у меня есть АМиК и есть дворец спорта,но давайте чтобы на всех плакатах будет написано, что Комитет по делам молодежиサ. Они : ォНу не знаю, нам нужно подуматьサ. Я говорю: ォА сели это будет по нашему самому популярному радиоサ, радио 103 тогда было, радио Провинция в Ростове самое популярное, ォесли это будет по радио, если это будет на всяких наших плакатах висеть, что это Комитет по делам молодежиサ. Они говоря: ォНу да, тогда мы готовыサ.
Я пришел соответственно потом на радио, говорю : ォВот давайте, смотрите у нас будет КВН, у нас будет дворец спорта, у нас будет Комитет по делам молодежи и это будет на всех плакатах , вы будете как информационными спонсорамиサ . Они говорят : ォНу, если так то да. Мы бесплатно вас прорекламируемサ.
Потом я пришел в типографию и сказал: ォВот смотрите, вот так да так напечатайте, вот как много и там ваша реклама будет висеть. И тоже бесплатно я это все организовал.
Те это как в старом анекдоте, анекдот я узнал в более старшем возрасте, о том что ォМожет ли мой сын быть руководителем банка, а если он зять киллера?サ Вот также и у меня,так же произошло, что у меня не было ни копейки денег, но у меня получилось организовать, пришло много людей и за эти деньги, которые я билеты продавал, я соответственно расплатился за аренду, там уже была скидка большая, 50 процентов, я расплатился во всех этих газетах, которые были информационными спонсорами, все это было бесплатно.
Следующим у меня концертом, это была уже команда КВН Дети Лейтенанта Шмидта. Было 2 концерта, в городе Волгодонск Ростовской области, там теракт был, и мы в поддержку города сделали этот концерт, и потом в Ростове на Дону.
Все хорошо начиналось. Потом меня нелегкая потянула на другую сторону бизнеса, но об этом в другой раз.
- Другая история, ясно. Сейчас я так понимаю самый активный, не буду говорить самый последний, самый активный сейчас текущий проект - Vikki-nikki. Хотелось бы о нем поговорить. Как вообще родилась идея? Вообще о самом проекте, что он из себя представляет? Как вообще родилась идея? Потому что это другая сфера совсем, не продюсирование, не продажи,вообще другая.
- Действительно, удивительно как-то я занялся производством детских платьицев, детских футболочек. Занимаюсь производством детской одежды для детей с 3х лет до 8ми, тогда когда еще 2 года назад я занимался продажей больших грузовиков, самосвалов, автобусов, экскаваторов и тому подобное. Те которые меня давно не видели или те которые меня знали, соответственно можно сказать в прошлой жизни, говорят как же Александр, как же так получилось?
На самом деле с одной стороны это удивительно, с другой стороны не удивительно. Я думаю, что практически каждый наемный менеджер хочет организовать собственный бизнес. Я оказался в компании которая занималась грузовиками и продажей автобусов, после какого-то очередного своего бизнеса который не очень хорошо закончился, в смысле что не хорошо закончился -я у стал, решил что надо денег и надо работать на дядю. Отработал я в компании семь лет, нет вру, пять лет отработал, но наверно практически каждый день я думал и выискивал какие-то возможности и думал о том чтобы надо бы дело открыть.
Знаете как, очень многие, кого я не спрашивал, моих знакомых, наемного персонала, ォХотите собственный бизнес?サ Они говорят: ォда, хотимサ. Но у одного есть ипотека, у другого дети, у третьего и у меня в частности, почему я полез в эту работу, меня конечно же прельщал приличный доход, спокойствие, можно запланировать будущий отдых, можно ездить в Турцию, Египет, Испанию, Италию и тому подобное и знать что завтра у тебя все хорошо, завтра ты получишь свою заработную плату и как бы все за тебя решается. А собственный бизнес это совсем другая история, ты выходишь в открытое плаванье, и ты выходишь в открытое плаванье на собственном корабле. Поэтому параллельно я думал, но конечно нужен был какой-то определенный толчок. В двенадцатом году этот толчок произошел, в очередной раз получив понижение своих доходов от руководителей, я понял что нет, дальше так продолжаться не может. И самым главным толчком это было обучение, я пошел учиться в Санкт - Петербургский Государственный Университет по программе МВА и познакомившись там, это экономический факультет и конечно же, у меня есть фактически 2 образования, но оно все гуманитарное, а вот именно тогда когда ты учишься по экономическим книгам, когда ты понимаешь что такое баланс, что такое дебет, кредит, как это все сводить, тогда когда ты поймешь что такое оперативная прибыль и так далее, тогда у тебя фактически открывается третий глаз, ты смотришь на окружающих совсем по другому. И вот это был прежде всего толчок и я стал оценивать окружающий бизнес,уже именно с позиции которая через призму своего обучения, через призму своих новых знаний.
Но вот так получилось что я посмотрел, что рядом есть жена, которая умеет, она не умеет на самом деле шить, она всегда об этом говорит, но при этом она шьет. С женой мы уже 14 лет в этом году совместного проживания, я знал что она рисовала когда-то для своих котят одежду, создавала для своих котят одежду.
- Для котят?
-
-Да, для котят. Когда она рисовала для своих куколок одежду и тому подобное. Говорю: ォВика, ты можешь!サ, она говорит: ォНет, Саша, я не могуサ, я говорю: ォВика, ты можешь, ты должна!サ. Ей пришлось согласиться с моей идеей. Название компании родилось из соединения имен моей жены - Виктория и моей дочки Вероники, поэтому получилось Vikki-Nikki. Сайт зарегистрировали точка com, потому что это международный бренд и у нас планы выйти на международный рынок, в конечном итоге IPO - ньюйоркская биржа и тому подобное.
Вот так это родилось, я посмотрел на те ресурсы, которые вокруг меня есть, что я могу, и что меня интересует. Меня интересовал прежде всего интернет, я понимал, что интернет-магазины и онлайн продажи это будущее, и я до сих это понимаю. Я почитал аналитику, как это развивается, и, фактически ничего не зная, ни как создавать интернет-магазины, ни как заниматься SEO-продвижением, ничего абсолютно не зная, я стал в этом разбираться. 9 месяцев от ухода моей компании с моей прошлой работы до открытия интернет-магазина прошло. За эти 9 месяцев я по 14 часов фактически работал, это имеется ввиду прежде всего - изучал информацию: форумы, книги, различные курсы, различные тренинги. Я изучал, изучал информацию. Опасно? Да. Доходы, которые были заработаны на предыдущей работе катастрофически снижались, но если все стараешься оценивать, либо за это заплатить, либо это сделает кто-то другой, либо ты это сам сделаешь, ты на это потратишь время, но скорее всего ты сделаешь это лучше, чем те, которых ты нанял, потому что ты знаешь все нюансы, и знаешь, что хочешь получить и тебя это будет устраивать. Так у меня получилось, что логотип, не смотря на то, что я нанял дизайнера, который переделывал его раз 40, представлял разные логотипы, в конечном итоге я сел, нарисовал на листочке за один день, прислал ему и сказал - вот сделай это в векторе. Потом я уже сам научился рисовать векторные рисунки в Corel. Дизайн интернет-магазина компания переделывала 14 раз, при этом я им очень подробные брифы писал, очень подробно рисовал, как это должно все выглядеть. Но еще раз вернусь к вопросу что, пока ты сам этого не сделаешь, пока ты четко не поймешь, что вот это должно здесь располагаться, вот это должно быть так, ничего другого не произойдет, тебя будет что-то не удовлетворять, даже если кто-то другой сделает, ты все равно будешь думать "это что-то не так". Мы сделали интернет-магазин, сделали логотип, соответственно торговую марку зарегистрировали, т.е. отправили на регистрацию - зарегистрировали, открыли ООО, сделали около 50 моделей одежды. Мы с женой решили о том, что надо сначала выбирать узкую нишу, и не просто узкую, а супер узкую, а только исключительно трикотажная одежда, и эта трикотажная одежда только на детей от 3 до 8 лет, и только исключительно девочек мы начали производить, посмотреть, как это все пойдет. Периодически жена говорила "Может все бросим и уедем? ". Я говорил "Нет, все будет хорошо, дорогая, мы будем зарабатывать миллионы". Вот так боролись-боролись, через месяц-два появились продажи оптовые, появились у нас партнеры, и уже в 2013 году, можно сказать, в середине 13 года, мы уверенно стали на ноги, появилось понимание, что завтра у нас будут продажи, что бы ни случилось, у нас завра будут продажи, потому что эту одежду
мы стали производить как для себя, фактически для себя, у меня как раз был выбор низший еще, потому что дочка как раз этого возраста, только 7 лет, т.е. фактически вот эти 2 года мы ее одели, она была главной фотомоделью нашей, мы ее фотографировали, она носила нашу одежду, мы проверяли, мы тестировали постоянно ее, все конечно абсолютно не знакомо, мы были не знакомы с этим рынком. Ездили на выставки, общались с поставщиками, мы не могли понять, скажем, чем качество пенье отличается от качества интерлока и т.д., я уже не буду в термины вдаваться, но то что знакомо любой швее, любому производству одежды, нам это было абсолютно не знакомо и все это приходилось изучать. Мы изучили, мы много забраковали, одежду мы решили сразу делать самого высокого качества и по демократичной цене. Т.е. качество нашей ткани соответствует, из такой ткани какие-нибудь Alberto Kovali шьет какое-нибудь Versace шьет, и то, они часто используют хуже ткань, потому что у них уже есть марка, их и так купят. А у нас не купят, у нас репутация, маленькая компания, и от репутации очень сильно зависят наши продажи, поэтому когда появились первые отзывы благодарственные, мы с женой читали их вслух, и сейчас уже если зайти в интернет, набрать отзывы о Vikki-nikki, то появится больше 1000 отзывов, и тьфу-тьфу, постучу себе по голове, я негативных отзывов не замечал, не находил, т.е когда появлялись какие-то недовольства, такие как: что-то не налезло, например, конечно, это производство, мы сейчас производим достаточно много одежды, где-то что-то можем и не увидеть, что не налезло, я сразу отвечаю, мы говорили сразу - вернуть, увеличивали количество проверок, т.е. у нас проверка на производстве идет одна, потом перед тем, как запаковывать в пакет - вторая, перед тем, как отправить - третья. Как минимум три проверки происходит каждой единицы, еще не говоря, когда мы выпускаем коллекцию, перед выпуском коллекции мы меряем всю одежду, ищем своих знакомых, надеваем на детей, говорим "ну как там, голова проходит?", разной комплекции, соответственно. Когда новая модель, новый крой, новая ткань, конечно, мы ее проверяем. Ткань мы проверяем - стираем ее, смотрим, чтобы краска не линяла, и т.д. Именно этот подход, я думаю, прежде всего, сейчас у нас ассоциации - Vikki-Nikki - самая качественная одежда, трикотажная одежда по демократичной цене, сегмент - средний, средний+. Мы дороже турецких и китайских производителей, но мы дешевле большинства зарубежных производителей. Производится у нас в Санкт-Петербурге. Сейчас занимаемся развитием бизнеса.
- Я понял, тут целая история, тем не менее, что все-таки было сложнее всего? Может быть в начале
- Сложнее всего? Я могу сказать, что сложнее всего было решиться. Не могу сказать, т.е. решиться - это иногда проще, чем избавиться от сожаления, которое приходит через 2-3 месяца. Приходило ли мне сожаление через 2-3 месяца, даже через год? Да приходило. Я ушел из компании с надежным бизнесом, с надежным доходом, имея перспективы дальнейшего развития, работы генеральным директором. Приходило ли сожаление? Да. Вот избавиться от этого сожаления, наверное, сложно, потому что взять и понять то, что почувствовать именно прелести своего нынешнего положения, наверное, это одно из самых сложных. А вот изучать новое, и даже сталкиваться с какими-то сложностями - это не сложно, извините за тавтологию, но со сложностями не сложно сталкиваться, потому что это все обучает. Это процесс, сам процесс, как в некоторых интервью олигархи, не наши, а зарубежные, они говорят, что зарабатывать капитал интересней, чем уже иметь этот капитал, этот миллион, т.е. каждый день, когда ты собственно бизнес, когда ты понимаешь, что, все, что ты сделал, идет в копилку, если не тебе, то хотя бы твоим детям, это копилку твоей торговой марки, это может быть не материальное, а какой субъективный элемент, доход, эфемерный какой-то, но именно это ощущение действительно бесценно. Когда ты уходишь от компьютера или, когда заканчиваешь разговор с каким-то очередным партнером, тебе жалко ложиться спать, жалко время тратить на это, ты хочешь обратно вернуться к работе.
Ты утром просыпаешься и с улыбкой садишься за компьютер и думаешь "Я сегодня напишу новые тексты продающие, я сегодня сделаю новую посадочную страницу, я сегодня разберусь с любым маркетингом, какие-то фотографии переделаю, сам нарисую новый принт для футболки и т.д.". Это ощущение действительно очень ценное.
- Достаточно такой интересный вопрос, даже некоторые вопросы, которые хотел задать уже касательно главных достижений, а все-таки: главные качества предпринимателя? Твое мнение?
- Я считаю, что самое главное качество предпринимателя - это желание обучаться. Это желание взаимосвязано с отношением к людям, т.е. в конечном итоге мы придем в тому, что надо любить людей, и уважать окружающих.
-
- А наемный менеджмент?
- Сейчас я объясню, как это взаимосвязано. Мне кажется, это какие-то буддистские, или какие-то банальности рассказываю, но на самом деле это философия, но она более глубокая. Вы знаете, какой самый главный враг обучения? Это знания. В том смысле, что, когда мы получаем какой-то новый урок, или кто-то хочет нам рассказать про какой-то урок, а мы где-то, что-то слышали, мы говорим, что мы это знаем, и мы не хотим дальше разбираться, и мы это, и мы не слушаем этот урок, и мы уже в конечном итоге закрыты для этого обучения, для нового знания. А вот предпринимателю важно общаться с каждым новым человеком, общаться с разными текстами, с различными сервисами по обучению, с различными тренингами и т.д. Надо желать получить новое. И конечно, вера в собственную силу. Говоря о собственно силе, я могу, я хочу, если я хочу, то значит я могу. Желание сделать, чаще даже может быть, мне кажется самому, а не просто это делегировать какие-то полномочия. Именно на стартапе, я считаю, что делегировать полномочия очень рано. У меня много партнеров, у которых стартап, которые только открыли интернет-магазин, а потом через 2-3 месяца, или полгода они закрываются. Что-то где-то не пошло. А почему не пошло? Директор желательно должен быть тем, кто знает кухню, который прошел, стоял в Макдональдсе, перед стойкой, а потом уже стал директором. Все-таки желательно знать кухню, либо, хотя бы, если он не был солдатом, а потом стал военачальником, хотя бы быть таким военачальником, который хочет узнать про жизнь солдат, и вообще, как все винтики устроены. Вот это желание разобраться, пускай, может быть достаточно поверхностно, но понимание процессов очень важно и важно именно вот это желание. Узнать про эти процессы. Я считаю, что вера в собственные силы, и желание понимать собственные процессы, т.е. желание обучаться, вот это самое важное качество любого предпринимателя, и возможно, даже не возможно, а скорее всего и наёмного персонала. Когда нанимают людей, у меня есть первый фильтр, уг или не уг?
- Что это значит?
- Унылое гавно или не унылое гавно. Унылые люди хотят завтра получить все целиком и сразу, и они не хотят ради этого в принципе что-то делать. Они приходят на собеседование на работу и их первое требованиеговорят ォдайте нам кабинетサ. Личный кабинет. И секретаршу, и чтобы чай, кофе мне утром приносили. Я утрирую, но эту матрицу можно и на других, даже какой-нибудь уборщик может прийти и сказать, что хочет работать только исключительно 5 дней в неделю, и вот в такое время он будет уходить с работы. Т.е. желания работать и желания зарабатывать нет. А для предпринимателя самое важное, и я считаю, что для много персонала, наемных менеджеров, очень важно желание больше зарабатывать, но для этого нужно выкладываться. Т.е. сдельная оплата труда, я считаю, она идеальная, что ты сделал, то и получил. За всю свою карьеру, за весь свой опыт, стольких компаний, я работал с собственным бизнесом, прежде всего своим партнерам говорил так ォРебята, давайте сейчас не будем говорить как сделаюサ, вы посмотрите, и вы скажете, какой процент вы будете мне платить, через сколько вы будете готовы мне заплатить, вы посчитаете, сколько вы сэкономили, сколько я вам принес, и если я приношу доход, то будет логично, что вам нужно поделитьсяサ. Если это грамотно объяснить это получается, с людьми договариваться, я именно за этот подход. Очень мне не хватает таких людей в качестве подчиненных, т.е. это фактически, конечно партнёрские отношения, я прежде всего отношусь к своим людям, что это прежде всего партнерские отношения. Т.е., предлагай идеи, бери на себя какую-то ответственность и зарабатывай.
-
- Понятно, интересный подход. А все-таки, если чуть-чуть отойти в сторону от бизнеса, есть у вас какие-то хобби, какие-то увлечения, которые отражаются в бизнесе или помогают?
-
- Да, наверное, мне сейчас нравится писать тексты, заниматься писательским мастерством. Конечно, тексты приходится писать больше всего типа ォплатьице такое-то, толстовочка такая-то, интернет-магазин такой-тоサ. Но даже в этом можно находить какой-то интерес и писать как-то по-новому, т.е. посмотреть на один и тот же вопрос по-новому. Это интересно, т.е. я нанимал для своего интернет-магазина копирайтеров, но потом я заметил, что из индекса эти тексты, которые написаны профессиональными копирайтерами выпадают. Потому что они писали это все-таки быстрее, побольше слов туда запихнуть, потому что оплата идет посимвольно, за знаки, и смотрел, что это не продающий текст, они выпадают из индекса поисковиков, и стал сам разбираться с этим вопросом, сам читал книжки, по копирайтингу, и стал писать. Это было, наверное, мое хобби, которое пришло со школы, когда-то мои сочинения занимали первые места на областных соревнованиях т.п. Тогда мне это нравилось, и сейчас нравится. Мой распорядок дняя утром встаю, чашка кофе, быстро напишу текст на полторы-две тысячи символов, закрываю его, дальше занимаюсь какими-то другими вопросами, вечером отредактировал, ночью выложил его на сайт.
Потом могу еще несколько раз вернуться и отредактировать этот текст, но вот утром встать и просто написать какой-то текст, мне интересно, мне это нравится. Это хобби мне помогает. Ну а хобби играть в бильярд или кататься на велосипеде, наверное, мало помогает этому бизнесу, но конечно, про личную жизнь или про спорт я не забываю и встречаюсь со своими друзьями, и вот, в частности конечно собственный бизнес помогает тем, что у тебя развязаны руки. Те мечты, которые ты ставил ты когда-то, когда ты был, например, наемным персоналом, и когда ты думал о том, что как хочется на яхте проехаться или как хочется изучить новый язык или пойти на какое-нибудь актёрское мастерство. Все это сейчас возможно. Я не говорю, что это у меня происходит и получается. Я как обычный человек говорю я это завтра сделаю, завтра я точно начну изучать новый язык, завтра я точно пойду на новые курсыサ. Ходил на танцы, занимался, сейчас на велосипеде езжу, планирую, что какой-то путешествие на яхте будет и т. д.
- А есть какие-то такие книги, лекции или фильмы, какие особенного книги интересует, которые наиболее повлияли на тебя, на твой бизнес?
- Да. Плохая память на имена. Надо, наверное, достать IPad и посмотреть, какие из последних, в частности на копирайтинг, не могу сейчас вспомнить фамилию, которая на меня повлияла. С самого начала, это стандартно Кийосаки ォБедный папа, богатый папаサ, когда я в университете учился, или даже, может быть, еще раньше, в школе, не помню, когда эта книжка впервые попала в руки, но она каким-то образом повлияла. Потом мне нравилось слушать про брэндинг, которое было на радио, бредятина нравилась, и всегда это определенным образом мотивирует, что была какая-то торговая марка, потом она стала уже брендом, вот это очень положительно. А так я не могу сказать, что две-три-четыре книги. Я читал книги, и сейчас у меня примерно 2-3 книги, которые открыты постоянно.
-
- Из свежих, чем зачитываешься сейчас?
-
- Последнее время, не поверите, но О`Генри перечитываю раз десятый, это одни из моих любимых рассказов, еще в действе, О`Генри, Марк Твен, это то, что я читаю много раз. Сейчас немножко решил сделать паузу, именно в деловой литературе, и читаю художественную литературу, в частности это помогает моим копирайтингам набраться каких-то слов, сейчас я чувствую, что с компьютером больше общаюсь, чем с людьми и мой разговор, когда я слушаю себя, я понимаю, что с компьютером больше общаюсь, я напишу сейчас лучше, чем я выражу мысль словесно. Одна из проблем интернет-магазина, в том, что малый коллектив справляется. Когда я работал с большим коллективом, когда занимался продажами в крупной компании, мне приходилось каждый день вести переговоры, и твой словарный запас, который у тебя был на быстрой памяти, он сразу вскакивал и слова рождались мгновенно. Сейчас я чувствую, как я заикаюсь, экаю, нукаю, много вставляю различного сора. Я чувствую, что это влияние, что я с компьютером больше общаюсь, чем с людьми.
-
-Я вспомнил фразу одного известного копирайтера: Дэна Кеннеди, который говорит про копирайтинг, что с некоторого возраста он начинает уже приносить больше удовольствия, чем секс.
-Да, Ден Кеннеди красавчик, я конечно его читал. Халберта читал, Кеннеди читал. Сейчас, 5 секунд.
Отличная книга Роберта Чалдини «Психология влияния». Это классика, которую надо рекомендовать фактически всем. Для интернет-магазина я бы посоветовал Джефри Айзенберга ォДобавьте корзинуサ, хорошая книга. Не могу вспомнить, Глеб, ты мне как раз порекомендовал,я после твоей рекомендации прочитал, по копирайтингу, немецкое имя.
- Что еще не спросил? Много вопросов, на разные темы….
- Я много рассказывал, даже без вопросов. Видимо, как сказал, недостаток общения. Поэтому на пол свободного уха стал рассказывать . Что можно сказать вашим слушателям -дерзайте и верьте в свои силы. Наверное, в первую очередь вера в собственные силы, одно из самых важных, и не падать духом ни при каких обстоятельствах. Как я уже сказал, что это очень учит и еще раз подталкивает, и дает даже определенную уверенность, что это мои неудавшиеся варианты бизнеса, которые я вижу вокруг. Я вижу, что открывается интернет-магазин, вкладываются деньги, у людей множество позитива, она закупают какой-то товар. И они абсолютно уверены, что завтра, как только они открыли интернет-магазин, у них будут продажи. Нет, ребята, так не будет. Надо увеличивать трафик, надо увеличивать количество посетителей. Закон Парето, наверное, один из самых важных, которые я хотел бы посоветовать всем слушателям, если бы я читал лекцию по бизнесу, и на эту лекцию ворвался террорист, схватил меня за волосы и начал бы вытаскивать, то, наверное, моими последними словами своим слушателям были бы такие ォПомните про закон Парето. Помните!サ. Это самое важное. Если вы делаете бизнес, то понимаете, что если вы хотите, например, 20 продаж, то вам надо, т.е. если 100 человек к вам зашли, то 20% более-менее заинтересовались. Это 20 человек. Из этих 20% - еще 20%, те которые будут готовы купить, это уже меньше. Это один такой. Но он еще не готов купить, надо набрать еще 20 таких по единичке. Вам фактически надо 2000 человек, для того, чтобы у вас одна продажа состоялась, гарантированная. Конечно же можете подталкивать, запускать какие-то новые сервисы, в интернет-магазине, для того, чтобы подталкивать, но закон Парето действует практически везде. В моем бизнесе я четко вижу, что те, которые открыли интернет-магазины и получают 2-3-5 человек в день согласно онлайн счетчикам, и говорят ォЧто-то у меня не пошла продажаサ. Ребята, где-то у вас гораздо раньше не пошло, когда вы решили открыть магазин, до того момента, как вы разобрались с этой ситуацией. И так везде. Я считаю, что в каком бы бизнесе вы не занимались, закон Парето работает, и надо понимать, что вам нужно приложить 80% усилий, чтобы получить 20% дохода для того, чтобы потом получить 80% дохода, и вы потом уже отдыхали. Сейчас, через 2 года после начала своего бизнеса, я могу сказать, что я могу поехать к океану, лежать вместе с ноутбуком. Мои сотрудники будут управлять, работать, и я буду получить свой гарантированный доход. Мне не будут акционеры, мои подчиненные, и еще кто-то, что-то от меня требовать. Начальник не будет от меня требовать, чтобы я быстро, срочно вернулся, и не смел задерживаться. Для того, чтобы дойти до этого, до этой точки, мне приходилось работать по 14 часов в день, постоянно все изучать и постоянно ошибаться, терять 80% своего дохода на каких-то ошибках, чтобы 20% каких-то успешных моих решений принесли в конечном итоге какой-то доход.
- На этой оптимистичной ноте, благодарю, Александр, большое, на самом деле было очень интересно, не только познавательно, но и очень интересно. Надеюсь еще у нас будут встречи, и еще поговорим на эту тему.
-Да, приглашайте.